Закон внутреннего развития
(Критика околомарксистских взглядов на Советскую власть)

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1143485/public_html/zakonomernost.su/templates/svetaine4/functions.php on line 194

4) Теория советского государства 2

Для сравнения Конституция 1977 года. Глава 15. Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР. Глава 16 статья 128 говорит, что Совет Министров СССР является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Глава 15. Статья 119. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании палат Президиум Верховного Совета СССР – постоянно действующий орган Верховного Совета СССР осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#v), т.е. между сессиями Верховного Совета. Т.е. сохранен принцип разделения властей, на котором построена конституция 1936 года.

В то же время в этой конституции по сравнению с конституцией 1936 года вернулись к трудовым коллективам. В главе 13 статье 100 сказано также о праве трудовых коллективов выдвигать кандидатов в депутаты. Наряду с другими организациями: коммунистической партией Советского Союза, профессиональных союзов и т.д. В статье 101 говорится, что выборы депутатов производятся по избирательным округам (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#v). Т.е. здесь говорится о территориально-производственном принципе выборов. В конституции 1918 года говорилось только о производственном принципе выборов. Шаг вперед по сравнению и с конституцией 1918 года и с конституцией 1936 года. В конституции 1918 года подразумевалась что это и так ясно, например, в тогдашних деревнях, где кроме территориального никакого другого выборного округа не могло быть. В конституции 1936 года ничего не говорится о трудовых коллективов точнее, об их праве выдвигать кандидатов в депутаты. Конституция 1977 года позволила заполнить этот пробел. В статье 104 сказано. Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.

Т.е. сохранен принцип без отрыва от производства, как Ленин и учил за исключением должностей председателей постоянных комиссий Совета. Т.е. депутаты именно за депутатскую деятельность зарплаты не получали. Считалось, что таким образом человек труда лишается карьеристских побуждений делать карьеру государственного чиновника, что должно было обезопасить от бюрократизма. Оказалось ошибка карьеру делали через партийный аппарат. Но ясно главное. Все время шло усовершенствование советского законодательства как юридического выражения диктатуры пролетариата. И хотя оптимальная модель так и не была найдена, но появился опыт.  

Конституция 1977 года ничем принципиальным не отличалась от конституции 1936 года. Даже сделала шаг назад. Избирались не депутаты в трудовых коллективах, как это было по конституции 1918 года, а трудовые коллективы получили право выдвигать кандидатов в депутаты. Сохранен был принцип без отрыва от производства, т.е. депутатская работа осуществлялось бесплатно и после основной работы. Хотя в 1977 году уже должно было быть ясно, что прежнее понимание депутатской деятельности, т.е. считалось депутат выполняет государственные функции, и одновременно эти функции было сродни общественной деятельности, т.е. осуществлялись бесплатно (за исключением председателей комиссии) доказало свою неэффективность. Депутаты просто штамповали решения партийных комитетов, никаких дискуссий не было. Но выводов сделано не было. Именно поэтому, когда начался кризис советской власти примерно в 1989-90 годах, никто не вспоминал конституцию 1977 года.